Интервью со специалистом
20.03.2023
Сергей Иванович Ачкасов: «Нельзя опускать руки даже на последней стадии колоректального рака!»
О причинах развития злокачественных образований области толстой кишки, методах профилактики заболевания и алгоритме его лечения мы поговорили с Сергеем Ивановичем Ачкасовым, директором ФГБУ «НМИЦ колопроктологии имени А.Н. Рыжих» Минздрава России, доктором медицинских наук, профессором, членом-корреспондентом РАН, лауреатом Премии Правительства РФ в области науки и техники за разработку и внедрение междисциплинарной стратегии в лечении колоректального рака.
– Расскажите, пожалуйста, в каком возрасте вероятность заболеть колоректальным раком (КРР) самая высокая?
– Выделяют две категории пациентов, которые находятся в группе риска в зависимости от возраста. Это спорадический (случайный, не связанный с наследственностью) колоректальный рак, когда мы говорим о том, что риск возникновения злокачественного образования толстой кишки увеличивается в возрасте старше 60 лет, и пациенты, у которых есть наследственная предрасположенность, – в таком случае риск возникновения колоректального рака начинается примерно с 35–40 лет.
– Кто входит в группу риска по развитию колоректального рака? Что повышает риск его возникновения?
– На сегодняшний день считается, что есть генетическая предрасположенность, мы говорим о наследственных формах рака – это особая категория пациентов. Второй вариант – спорадический рак, в этом случае различные неблагоприятные факторы в течение жизни воздействуют на клетку и вызывают в ней те изменения, которые приводят к развитию злокачественного новообразования. Это, к примеру, природные факторы: ионизирующее излучение, инсоляция, высокие температуры, вредные факторы внешней среды. Также в последнее время есть убедительные данные о том, что определенный вид питания и вредные привычки могут оказывать свое влияние на возникновение колоректального рака.
– Существует мнение, что употребление большого количества красного мяса повышает риск возникновения колоректального рака. Так ли это?
– Да, это так. Несколько лет назад Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала пресс-релиз, где на основании серьезного исследования было продемонстрировано, что употребление красного и переработанного мяса приводит к риску развития двух видов рака: рака поджелудочной железы и колоректального рака. Что такое красное мясо? Это мясо свинины, баранины, говядины, конины, козлятины. Почему выделяется именно красное мясо? Потому что цвет мясу придает кровь. Кровь имеет красный цвет за счет гемоглобина. Небелковая часть гемоглобина – гем, в процессе своего метаболизма в организме человека образует соединения, которые являются канцерогенами, то есть веществами, которые могут инициировать злокачественный процесс в нашем организме. При употреблении в день больше 70 грамм красного мяса значительно повышается риск возникновения злокачественных образований. Почему переработанное мясо? Переработанное мясо – это колбасы, при приготовлении которых используется кровь в качестве добавки к фаршу, сосиски, сардельки, бекон и т.д., где наряду с красным мясом есть еще так называемые внешние канцерогены – усилители вкуса, консерванты, которые всегда используются при приготовлении колбасных изделий. И, согласно упомянутому пресс-релизу, переработанного мяса рекомендовано употреблять в два раза меньше, чем сырого, – то есть не более 35 граммов в день.
– Передается ли предрасположенность к колоректальному раку генетически?
– Существуют ситуации, когда мы знаем, что родители с большой степенью вероятности передадут генетическую мутацию своему ребенку, это так называемые наследственные факторы. К таким заболеваниям относятся семейный аденоматоз толстой кишки, синдром Линча и ряд других генетически определенных заболеваний. Но когда речь идет о спорадическом раке, то скорее тут нужно говорить о том, что родители передают своим детям не столько генетическую мутацию, сколько другие предрасположенности: культуру потребления красного мяса в семье или какие-то другие особенности – ожирение, активность образа жизни, вредные привычки в виде курения, злоупотребления крепким алкоголем и т.д. При спорадическом раке ребенку передается особенность, которая может способствовать возникновению колоректального рака в течение всей последующей жизни.
– Есть ли какие-либо признаки или симптомы наличия колоректального рака? На какой стадии заболевания они появляются? Часто ли колоректальный рак протекает бессимптомно?
– Колоректальный рак тем и коварен, что он начинает проявлять себя клинически только тогда, когда развиваются осложнения, – например, непроходимость, кровотечение, перифокальное воспаление. Но когда колоректальный рак еще на ранней стадии и представляет собой небольшие опухолевидные образования, то, к сожалению, до поры до времени себя никак клинически не проявляет.
– Что надо делать, чтобы выявить заболевание на ранней стадии?
– «Золотым стандартом» диагностики колоректального рака является колоноскопия. Для выявления заболевания на ранней стадии достаточно выполнить исследование или пройти скрининговую программу, которая включает в себя анализ кала на скрытую кровь, по результатам которого вас могут направить на колоноскопию. Поэтому, если вы старше 40 лет и, в особенности, если у ваших родственников выявляли рак толстой кишки, вам рекомендовано прохождение скрининговой программы или выполнение колоноскопии даже при отсутствии жалоб.
– Можно ли самому выявить или заподозрить наличие опухоли на ранней стадии?
– К сожалению, нет. Это всегда большая ошибка, когда пациент думает: «Я так внимателен к своему здоровью, и я смогу вовремя выявить заболевание». Еще раз хочу повторить и напомнить о коварстве этого заболевания, хотя диагностируется оно очень легко, надо для этого лишь сделать колоноскопию.
– Существует ли какая-нибудь скрининговая программа выявления колоректального рака при прохождении диспансеризации? И если да, то как пациенты могут ею воспользоваться? Какие методы диагностики являются главными при колоректальном раке?
– Согласно приказу Минздрава России №404н (Приказ МЗ РФ от 27.04.2021 №404-н «Об утверждении порядка прохождения профилактического осмотра и диспансеризации у определенных групп населения») в рамках диспансеризации скринингу злокачественных новообразований толстой кишки подлежат люди в возрасте 40 лет и старше. Скрининговая программа включает в себя исследование кала на скрытую кровь один раз в 2 года, а в возрасте от 65 до 75 лет включительно – исследование кала на скрытую кровь ежегодно. Колоноскопия рекомендована для граждан в случае подозрения на злокачественные новообразования толстой кишки по назначению врача-хирурга или врача-колопроктолога по итогам первого этапа диспансеризации. Для того, чтобы ею воспользоваться, достаточно обратиться в поликлинику по месту жительства для прохождения диспансеризации. Также данные обследования возможно выполнить и в НМИЦ колопроктологии.
– Куда больному обратиться за лечением? Он может лечиться только по месту прописки или любое учреждение в РФ примет больного?
– Пациент может быть направлен в федеральный центр по направлению (форма 057/у-04) или обратиться самостоятельно. Можно записаться на первичный прием врача-онколога или врача-колопроктолога и приехать со всеми имеющимися результатами проведенных исследований. Также для установки диагноза в сложных клинических случаях на базе НМИЦ колопроктологии функционирует референс-центр патоморфологических, иммуногистохимических и лучевых методов исследования, поэтому при наличии у пациента данных по проведенным КТ/МРТ-исследованиям на электронном носителе, гистологических стекол и парафиновых блоков они будут пересмотрены. Изучив имеющиеся данные, доктор может назначить необходимые дополнительные исследования, которые пациент может пройти либо по месту жительства, либо в нашем центре. Более того, мы активно проводим дистанционные консультации с применением телемедицинских технологий по системе «врач-врач», которые позволяют дистанционно согласовать тактику лечения и определить необходимость госпитализации в наш центр, что особенно актуально для пациентов, проживающих в других регионах РФ. Для пациентов такие консультации абсолютно бесплатны, в рамках системы обязательного медицинского страхования.
– Каковы основные методы лечения колоректального рака? Обязательны ли лекарственная и/или лучевая терапия после операции?
– Основным методом лечения остается хирургический, однако революционных изменений удалось добиться благодаря совершенствованию аппаратуры для лучевой ❭❭❭ терапии, когда мы в 18–20% случаев при лечении рака прямой кишки добиваемся полного исчезновения опухоли только благодаря одному этому методу лечения. И, конечно же, очень изменилась лекарственная противоопухолевая терапия, которая сейчас включает в себя не только химиотерапию, но и так называемую иммунотерапию. Она применяется у особой категории пациентов достаточно эффективно. Тут надо сказать, что только команда, состоящая из химиотерапевта, хирурга и радиотерапевта, может выбрать наиболее оптимальную программу лечения для пациента, чтобы с минимальными воздействиями на организм получить максимальную отдачу.
– Возможно ли функциональное восстановление после удаления опухоли и/или части кишки? Сильно ли изменится качество жизни после такой операции? Что может ждать после операции?
– На этот вопрос сложно ответить, потому что спектр хирургических вмешательств при лечении колоректального рака очень широк. Есть операции, которые не оставляют никаких последствий после их выполнения. А есть операции, которые могут сопровождаться выведением стомы, которая может быть временной или постоянной, и это, конечно же, может ухудшить качество жизни. Однако к настоящему времени накоплен большой опыт реаблитации стомированных пациентов. В крупных хирургических стационарах работают и помогают адаптироваться к жизни со стомой специалисты, в основном это обученные медицинские сестры. Самое главное, без чего невозможна реабилитация стомированных пациентов, – это обеспеченность средствами ухода. Пациенты с постоянной стомой получают их бесплатно. Но для достойного качества жизни необходимо научить пациентов правильно их использовать. Также в современных условиях есть возможность использования интернет-ресурсов, но обязательно профессиональных, таких, например, как сайт нашего центра.
– Обязательны ли лекарственная и/или лучевая терапия после операции? Кому и когда они показаны?
– Пациенты, у которых развился колоректальный рак, должны наблюдаться у специалиста пожизненно. Несмотря на то, что в онкологии существует правило: пациент, переживший пятилетний рубеж без возникновения рецидива заболевания в этот период времени, считается клинически выздоровевшим, – мы настоятельно рекомендуем продолжать наблюдение с периодичностью, которую определит врач. Если у пациента возникла опухоль толстой кишки, это означает, что у него есть предрасполагающие факторы для возобновления заболевания.
– Каков прогноз при колоректальном раке?
– При колоректальном раке прогноз хорош в том случае, если заболевание находится на ранних стадиях развития, но нельзя опускать руки даже у больных на IV стадии рака. Когда я 35 лет назад пришел в центр, в то время больной с метастатическим поражением печени считался неизлечимым. Ему назначалось паллиативное или симптоматическое лечение. Сегодня в связи с развитием лекарственной терапии с более агрессивным подходом к лечению такого рода пациентов, с активным хирургическим вмешательством на легких, печени, брюшине, мы у большого числа больных с IV стадией рака добиваемся безрецидивной пятилетней выживаемости. И это позволяет говорить об их клиническом излечении.
– Каковы меры профилактики колоректального рака? Каких диет нужно придерживаться?
– Конечно же, ответственно подходить к своему здоровью и своевременно проходить диспансеризацию и назначенные обследования. Более того, существуют такие общие вредные воздействия на организм, которые в онкологии уже подтверждены, – это табакокурение и прием больших доз крепкого алкоголя. И, как я уже говорил, на сегодняшний день убедительным фактором риска развития колоректального рака является избыточное употребление красного и переработанного мяса. Поэтому мои рекомендации – снизить его употребление. Будьте здоровы!
– Сергей Иванович, большое спасибо за беседу!