Равные консультанты в онкологии: часто задаваемые вопросы
Людям с онкологическим диагнозом и их близким часто бывает нужна эмоциональная и информационная поддержка. Равные консультанты дают такую поддержку – они сами пережили онкологию и теперь бесплатно помогают тем, кто только столкнулся с этим. Вместе с фондом «Александра», в котором служба равных консультантов работает уже 6 лет, отвечаем на вопросы про равную помощь.
Как равные консультанты могут обсуждать с клиентами лечение, у них же нет медицинского образования?
Равный консультант не назначает лечение и не обсуждает его. Он может только поделиться ссылками на достоверные источники информации о диагнозе и лечении, сориентировать человека в море контента в интернете, зачастую вредного. Конкретный план лечения, препараты и процедуры – вне бесед с равными. Если клиент сомневается в своем лечении, равный может порекомендовать получить второе мнение, рассказать, какие есть варианты сделать это по ОМС в федеральных референсных центрах, например. Зачастую для этого не нужно выезжать из региона. Но ни в коем случае не комментирует тактику лечения сам. Равные делятся информацией, а не советами: информация нейтральна и дает возможность сделать выбор самому, а советы обычно эмоциональны и категоричны, это указания «иди и сделай так».
Равные дают эмоциональную поддержку – но ведь ее можно получить от психолога или от друга. Чем они отличаются?
До того как начать работать, каждый консультант учится профессионально помогать на специальном курсе. Он приобретает и тренирует навыки выстраивать коммуникацию, давать клиенту время и место выразить свои чувства – это не всегда получается при дружеском общении. Равные консультанты – ни в коем случае не психологи. Они не могут дать профессиональную психологическую помощь, но имея некоторые психологические навыки, опираются на свой собственный опыт жизни с диагнозом и лечением. Каждый из них – это буквально «выживший», каждый имеет опыт получения онкодиагноза, лечения, жизни с диагнозом. И это делает равных ближе, разговор с ними многим новым пациентам дается легче, к ним больше доверия.
Есть ли научные данные об эффективности равного консультирования?
Самая изученная в этом смысле часть пациентов − это женщины с раком груди (РМЖ). Как правило, после работы с равными консультантами у них улучшается эмоциональное состояние, они постепенно преодолевают травму от диагноза и могут дальше действовать самостоятельно.
Авторитетных исследований на эту тему пока немного − но вот что есть. Самый свежий обзор вышел в 2023 г. в Journal of Cancer Research and Clinical Oncology, есть также метаанализ журнала Breast Cancer Research and Treatment «Влияние равной поддержки на пациентов с РМЖ − систематический обзор» (2019) и исследование Psycho-Oncology Journal (2006) − тут наблюдали и за пациентами с онкодиагнозом, и за самими равными консультантами.
Кто контролирует работу равных консультантов?
Равные консультанты в фонде «Александра» в обязательном порядке проходят супервизию не менее двух раз в месяц. Это помощь со стороны онкопсихологов, специализирующихся на супервизии равных консультантов в онкологии. На супервизиях можно разрешить сложности, возникающие у равного во время консультаций, чтобы его помощь была эффективной и точно не вредила клиенту. Кроме этого, супервизия нужна для профилактики эмоционального выгорания равных.
На супервизию можно прийти со своим кейсом, который вызвал сложности, и обсудить его индивидуально или в группе. Но супервизоры и по своей инициативе регулярно знакомятся с консультациями на горячей линии фонда и потом разбирают их.
Помощь равных консультантов всегда бесплатна и доступна для каждого человека. Для того чтобы ее получить, достаточно позвонить по бесплатному федеральному номеру 8 800 444 13 50 или отсканировать QR-код на этой странице.