Беседы о здоровье
Онкология
Общероссийская газета для пациентов



Все статьи

Дарит драгоценные годы жизни: как таргетная терапия меняет жизнь пациентов с раком легкого

Рак легкого – одно из распространенных злокачественных заболеваний. Ежегодно в мире диагностируется почти 2,5 млн новых случаев рака легкого, на Россию приходится около 60 тыс. из них. Лишь в трети случаев болезнь выявляют на ранней I–II стадии, у большинства же пациентов диагностируют распространенный рак (неоперабельный или с метастазами).

До недавнего времени прогноз для пациентов с распространенным раком легкого был крайне неблагоприятным. Более половины больных погибали в течение 1 года с момента диагноза, и только 5 человек из 100 оставались в живых спустя пять лет после постановки диагноза. Эффективность доступной на тот момент терапии была столь низка, что многим больным даже не предлагали ее проведение, так как они не получили бы от нее какой-либо пользы.

Настоящую революцию в борьбе с раком легкого совершили таргетные препараты, использование которых кардинально изменило прогноз очень многих пациентов с этим заболеванием. О том, как работает таргетная терапия при раке легкого, и каких результатов позволяет добиться ее назначение, мы поговорили с Николаем Владимировичем Жуковым, доктором медицинских наук, профессором, заведующим отделом интердисциплинарной онкологии ФГБУ НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, членом правления Российского общества клинической онкологии (RUSSCO).

 

Что такое таргетная терапия и чем она отличается от других видов терапии при раке легкого?

На сегодняшний момент существует три основных подхода к лечению рака легкого. Это хирургия, лучевая и системная терапия. Хирургический метод и лучевая терапия – локальные методы, применяемые на ранних стадиях заболевания, когда удаление или облучение всех видимых проявлений болезни дает пациенту шанс на полное излечение.

Однако они способны «убирать» опухолевые клетки лишь там, где это может сделать скальпель хирурга или пучок радиоактивного излучения. Если хотя бы одна опухолевая клетка останется в организме за пределами удаленной или облученной опухоли, она неминуемо обусловит возврат заболевания.

Системная, т.е. лекарственная, терапия работает иначе. Препараты, поступающие в организм, разносятся с кровью по всему телу. Они достигают опухолевых клеток вне зависимости от того, где опухоль расположена. Это существенный плюс системной терапии и важное отличие как от лучевого, так и от хирургического лечения. Однако в этом же и ее недостаток – так как если «мишени» для лекарственного лечения находятся не только в опухолевых, но и в нормальных клетках организма, это может быть сопряжено с развитием токсичности (иногда весьма выраженной).

Именно этот недостаток был присущ первому из методов системной терапии – химиотерапии, которая помимо раковых клеток выраженно воздействовала и на здоровые клетки организма. Это вызывало серьезное ухудшение самочувствия, и зачастую серьезные и даже жизнеугрожающие нежелательные явления. Еще один недостаток химиотерапии был связан с тем, что она назначается без учета особенностей опухоли – по принципу «одна болезнь – одно лечение», во внимание принимаются лишь диагноз и стадия заболевания.

Таргетная терапия работает иначе. Ее название связано с английским словом target – мишень. Такие лекарства распознают определенные мишени, специфические молекулы, находящиеся в опухолевых клетках. Препараты воздействуют именно на такие клетки, не повреждая или минимально повреждая при этом здоровые клетки организма.

Появление молекул-мишеней вызвано наличием тех или иных мутаций, происходящих в клетках опухоли. Обнаружить такие мутации можно с помощью специального молекулярного тестирования, результаты которого покажут, нужна пациенту таргетная терапия (в том случае, если мутация или молекула-мишень обнаружена) или она ему не требуется, так как в опухоли нет «точки приложения» для таргетной терапии, а потому эффекта от нее не будет.

 

Что дает таргетная терапия пациентам с раком легкого?

Все случаи рака легкого можно условно разделить на две большие группы. Первая – ранний рак легкого, для лечения которого в основном применяется хирургический метод, который может быть дополнен системной или лучевой терапией, что позволяет излечить часть больных. Вторая – распространенный рак легкого, для которого характерно местное распространение, не позволяющее провести радикальную операцию, или образование метастазов. Напомним, что у большинства пациентов болезнь диагностируют именно на этой стадии, более того, многие пациенты с исходно ранней стадией заболевания, к сожалению, не излечиваются с помощью хирургии и в последующем у них развиваются метастазы.

Операция в этом случае не показана. Вылечить таких пациентов хирургическим путем невозможно, им необходима системная терапия. До недавнего времени пациентам с распространенным раком легкого в качестве системного лечения были доступны лишь несколько режимов химиотерапии на основе препаратов платины. К сожалению, подобная терапия вне зависимости от того, какой режим проведения был выбран, давала почти одинаковый и при этом малоудовлетворительный результат.

Улучшения были настолько несущественными, а сама терапия пациентами в исходно тяжелом состоянии переносилась настолько плохо, что многим из них врачи с самого начала могли рекомендовать лишь симптоматическое лечение, не предпринимая попытки воздействовать на опухолевый процесс. Даже при проведении химиотерапии большинство больных погибали в течение 1–2 лет от постановки диагноза, а пациентов с продолжительностью жизни 5 лет или более практически не было. Таким образом, распространенный рак легкого достаточно долго был одной из самых «грустных» болезней в практике онкологов.

Таргетная терапия кардинально поменяла жизнь многих пациентов с распространенным, а затем и с локализованным раком легкого. Используя молекулярное тестирование, врачи научились находить на опухолевых клетках мишени, которые позволяют назначать группе пациентов с определенными мутациями лекарства, подходящие именно для них и эффективно справляющиеся с конкретным вариантом опухоли.

И если изначально речь шла о небольшом числе «счастливчиков», то сейчас найти те или иные мутации удается примерно у каждого второго пациента с немелкоклеточным неплоскоклеточным раком легкого.

Такое лечение обеспечивает более длительный эффект, чем химиотерапия, а кроме того, сопровождается гораздо меньшим количеством побочных эффектов. В связи с этим в отличие от химиотерапии таргетную терапию можно (и нужно) назначать даже ослабленным пациентам в случае, если тяжесть их состояния обусловлена проявлениями опухоли. Эффект таргетных препаратов хорошо заметен и достигается быстро, что приводит к значимому улучшению состояния. Значимой токсичности при таком виде лечения не наблюдается, что позволяет использовать эти препараты длительно.

Благодаря появлению таргетных препаратов продолжительность жизни при распространенном раке легкого серьезно увеличилась – сегодня уже никого не удивляет, что пациент может прожить и 5, и 10 лет после постановки диагноза. Расширился и контингент больных, которым подобная терапия может быть проведена, – как за счет открытия новых мишеней для новых препаратов, так и за счет возможности проведения подобного лечения у больных, которые ранее не могли рассчитывать на противоопухолевую терапию в силу исходной тяжести состояния.

Более того, пользу от внедрения таргетной терапии в клиническую практику получили не только пациенты с распространенным раком легкого, но и те, у кого болезнь была выявлена на ранней стадии. Несмотря на то, что при ранних стадиях удается хирургически удалить все видимые проявления заболевания, у многих больных в последующем развиваются метастазы, обусловленные делением опухолевых клеток, оставшихся в организме.  В настоящее время в ряде случаев таргетные препараты назначаются больным после операции в качестве так называемой адъювантной терапии, которая убивает оставшиеся в организме опухолевые клетки, что позволяет снизить риск развития отдаленных метастазов и рецидива.

 

Почему очень важно раньше поставить диагноз и своевременно начать лечение?

Назначение таргетной терапии невозможно без молекулярного тестирования, направленного на выявление мишени. Длительность подобного тестирования составляет от нескольких дней до месяца в зависимости от метода, применяемого для поиска мишеней.

Врачебная тактика в период ожидания результатов исследования зависит от общего состояния пациента и динамики развития болезни. В случае хорошего общего состояния пациент может просто дожидаться ответа, позволяющего начать таргетную терапию, в случае если состояние ухудшается, может быть начата химиотерапия, задачей которой является сдерживание опухоли до момента начала таргетного лечения.

Но в любом случае очень важно вовремя обратиться к врачу и как можно скорее пройти все необходимые диагностические обследования, ведь рак легкого является агрессивным заболеванием, при котором время имеет критическое значение.

 

Как проводится таргетная терапия?

Чаще всего для проведения таргетной терапии используются таблетированные препараты. Большинство пациентов принимают их дома, не приезжая для этого в стационар.

Таргетная терапия, как правило, назначается в монорежиме, т.е., для лечения используется только она, без дополнительных альтернативных методов воздействия на опухоль. В некоторых случаях она может быть частью комбинированного лечения, т.е., назначаться, например, вместе с химиотерапией.

Лечение проводится по принципам терапии «хронического заболевания»: препараты применяются длительно, до тех пор, пока они сохраняют эффективность, т.е., сдерживают опухоль от прогрессирования и хорошо переносятся пациентом. В том случае, если лекарство хорошо переносится, работает, сдерживая болезнь, принимать его можно неограниченно долго.

Если же при приеме таргетной терапии возникают побочные эффекты, с ними в большинстве случаев удается справиться за счет уменьшения дозы препаратов либо пауз в их приеме.

В случае же потери эффективности, когда опухоль приспосабливается к лечению и теряет к нему чувствительность, в большинстве случаев может быть назначена терапия следующего поколения. Она проводится препаратом, воздействующим на ту же мишень, но при этом преодолевающим механизмы «сопротивления» опухоли.

Появление таргетных препаратов превратило распространенный рак легкого из неизлечимой болезни с очень короткой продолжительностью жизни в хроническое заболевание, подобное гипертонии или диабету, которое может длительно (годами) контролироваться за счет системного лечения.

При ранних же стадиях рака легкого таргетная терапия позволяет увеличить долю излеченных больных за счет эффективного подавления микрометастазов, остающихся в организме пациента после проведения хирургического лечения.

 

Как меняется жизнь пациентов, принимающих таргетные препараты?

Таргетная терапия обладает значимыми преимуществами по сравнению с химиотерапией. Большинство пациентов, получающих таргетную терапию, не «привязаны» к стационару, ведут привычный образ жизни, сравнимый с тем, который они вели до болезни – ходят на работу, ездят в отпуск, занимаются спортом. Отличие от здоровых людей часто состоит лишь в необходимости постоянно принимать лекарства.

Качество жизни с появлением таргетной терапии особенно серьезно поменялось у тех пациентов, кто на момент дебюта заболевания имел тяжелые симптомы, обусловленные прогрессированием опухоли. Мы нередко наблюдаем у подобных пациентов так называемый эффект Лазаря, когда пациент, начавший принимать таргетную терапию, за короткий период времени – несколько недель и даже дней – из глубокого инвалида превращается в человека, способного вести нормальный образ жизни.

Как быть, если таргетный препарат прекращает сдерживать болезнь?

Учитывая, что таргетная терапия не излечивает опухоль до конца, а лишь сдерживает ее развитие, пациенту обязательно нужно регулярно приходить на плановые осмотры и обследования, чтобы врач своевременно мог бы выявить момент, когда лечение перестало работать и нужно изменить терапию.

Если при обследовании новых очагов не обнаружили, а старые не увеличиваются в размерах, пациент продолжает принимать препараты в прежнем режиме. Ситуации, когда очагов стало больше или сами очаги начали расти, могут указывать на прогрессирование болезни и необходимость изменения терапии.

Также обследование может быть проведено и вне плана, если пациент чувствует ухудшение самочувствия. Это может свидетельствовать о прогрессировании заболевания, а потому крайне важно поддерживать контакт с доктором, чтобы своевременно изменить лечение.

Появление таргетной терапии стало событием, существенно изменившим подход к лечению как раннего, так и распространенного рака легкого. Результаты таргетной терапии крайне важны как для врачей, так и для пациентов, ведь благодаря этому виду терапии кардинально меняется отношение к перспективам лечения этой «грозной», но теперь «управляемой» опухоли.


Общественный совет пациентских организаций

При поддержке