Беседы о здоровье
Онкология
Общероссийская газета для пациентов
Все статьи

Какой порядок действий, если мне откажут в лекарствах?

25.12.2022

В условиях стационара отказа в лекарственном обеспечении быть не должно, кроме того, все лечение в период нахождения в стационаре бесплатно, включая диагностику и лекарственное лечение, на основании стандарта медицинской помощи по вашему заболеванию. В случае требования врачей оплатить те или иные медицинские услуги, следует сразу же позвонить в свою страховую компанию по указанному на полисе обязательного медицинского страхования телефону. Если все же пришлось заплатить за диагностику или лекарства, то необходимо сохранить документы, подтверждающие факт оплаты, и по возможности – медицинские назначения, с которыми впоследствии следует обратиться в свою страховую компанию или в суд за возмещением потраченных денежных средств.

Главная проблема, с которой сталкиваются онкопациенты, – это перебои с обеспечением препаратами, которые чаще всего объясняют недостаточным финансированием. Бывают и перебои с поставками лекарств в аптеки – долгожданный рецепт на руках, а получить препарат невозможно. Главное, что должен помнить пациент, – отказ в оформлении рецепта или выдаче препарата незаконен. И отсутствие финансирования ни при каких условиях не может быть уважительной причиной для этого.

Для получения льготных лекарств пациент, имеющий группу инвалидности, включается в Федеральный регистр льготников Пенсионным фондом РФ по месту жительства. Не имеющий группы инвалидности онкологический пациент включается в Региональный регистр льготников через лечебно-профилактическое учреждение. Важно! Не имеющий группы инвалидности, но страдающий злокачественным новообразованием пациент имеет право на бесплатное получение лекарств не только по онкологии, но и по любому другому заболеванию. Это право утрачивается только после исключения из регистра. Основание – Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», в котором указано, что право на бесплатные лекарства имеют инвалиды I и II групп, а также лица с онкологическими заболеваниями. Врачи-онкологи на консилиуме определяют необходимые пациенту лекарственные препараты, лечащий врач (врачебная комиссия) оформляет назначение данных лекарственных препаратов и льготный рецепт. Льготный рецепт должен оформить лечащий врач по месту жительства вне зависимости от того, имеется ли он в льготной аптеке или нет [рецептурный бланк формы №148-1/у-04(л)].

В соответствии с Порядком назначения лекарственных препаратов, утвержденным Приказом Минздрава России от 24.11.2021 №1094н, назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии – группировочному или химическому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляются назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, либо по торговым наименованиям (пункт 5).

После получения рецепта пациенту необходимо обратиться в аптеку по месту жительства, которая отпускает лекарственные препараты гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов. Лекарственный препарат отпускается в соответствии с «Правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения…» (Приказ Минздрава России от 24.11.2021 №1093н). А что делать, если в аптеке препарата нет? Ранее, в указанных выше Правилах был пункт 12, в котором говорилось, что «рецепт принимается на обслуживание», и указывались сроки обеспечения рецепта в зависимости от пометки, сделанной на нем врачом, например «statim» (немедленно) или «cito» (срочно). С 1 марта 2022 г. пункт 12 из Правил исключен и, как действовать на данный момент, не совсем ясно. МОД «Движение против рака» обратилось в Минздрав России с просьбой дать разъяснения о сроках отпуска лекарственных препаратов при обращении пациента в аптечную организацию после 1 сентября 2022 г. в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте. Четких разъяснений, кроме того, что рецепт действителен до указанной на нем даты, мы пока не получили и отправили повторный запрос в ноябре.

На данный момент можно пойти следующим путем. В случае, если в аптеке не ставят рецепт на отсроченное обслуживание: пишем в двух экземплярах заявление об отсутствии препарата, прикладываем копию рецепта и просим руководителя аптечной организации поставить на своем экземпляре отметку, второй экземпляр оставляем в аптеке, таким образом, мы фиксируем дату обращения. В ближайшее время вам, скорее всего, перезвонят и пригласят получить препарат. В случае бездействия со стороны аптечной организации можно приобрести препараты самостоятельно, но сохранить все документы об оплате и обратиться в суд (ответчик – региональный Минздрав) за возмещением. Для данного обращения пациенту будут необходимы факт назначения препарата в медицинской документации, льготный рецепт, документы об оплате и заявление в аптечную организацию (если вы его составляли).

МОД «Движение против рака» всегда готово оказать вам поддержку в правовых вопросах. Телефон нашей Горячей линии: 8 (800) 200-47-32.

Информация предоставлена Межрегиональным общественным движением «Движение против рака»


Общественный совет пациентских организаций