Беседы о здоровье
Онкология
Общероссийская газета для пациентов
Все статьи

Близкий отказывается от лечения – что делать?

29.06.2023

В службу «Ясное утро» за психологической помощью часто обращаются люди, чьи близкие отказываются от лечения. В такой момент им хочется любой ценой разубедить больного, но эти порывы вызывают обратный эффект – человек отстраняется, отказывается от беседы, упорствует в своем решении. Можно ли что-то сделать?

Процесс лечения порой крайне тяжело перенести – как физически, так и эмоционально. Жизнь человека может в момент измениться до неузнаваемости: еще вчера я был здоров – сегодня я болен, вчера я был успешным – сегодня инвалид с пособием, вчера я был главой семьи – сегодня домочадцы избегают говорить со мной.

Это ситуация, в которой потеряно практически все. Неудивительно, что сил на борьбу с каждым днем остается все меньше. Больной может чувствовать бессилие («все бесполезно!») и одиночество («я никому не нужен!»). В таком состоянии невыносимо находиться долго.

Но «света в конце туннеля» может быть не видно – врачи не всегда могут предсказать ход лечения, иногда длительное время приходится находиться в неведении – работает лечение или нет. А порой сталкиваться с тем, что оно работает хуже, чем ожидалось. Наступает разочарование, закрадываются мысли о бесполезности, о том, что такая жизнь-больница, полная страданий, неценна.

Это один вариант.

Бывает и другой, куда более тяжелый. Это вариант, когда пациент умирает – и знает об этом. Это подтверждают врачи. Они прямо или намеками говорят о том, что дальнейшее лечение не принесет пользы. Но мы – близкие – не хотим в это верить. Мы хотим надеяться и бороться до конца. Вот только пациент с нами не соглашается, вслух или молча.

Это невыносимо тяжело, и, если вы узнали в этом кусочке текста себя, необходимо обратиться к психологу и поговорить с ним о происходящем. Если он профессионал, то не станет склонять вас к какому-либо решению, но поможет вам и вашему близкому найти свое собственное.

Но что, если лечение возможно, а пациент потерял веру в него? Можно ли что-то сделать?

Первое – не спешите. Попробуйте поговорить с близким о его чувствах и переживаниях. Просто выслушайте, его переживания важны и нормальны, они появились не просто так! Они тяжелы (порой непереносимы), и первый порыв – попытаться избавить близкого от них: подбодрить, переубедить, внушить надежду. Это важно. Но, если вы сделаете это сразу, вы невольно перечеркнете его тяжелые переживания – а они значимы! Пациент останется с чувством, что его не понимают, не видят, как ему плохо, недооценивают серьезность ситуации. Именно поэтому так важно не спешить. Дать понять близкому, что он услышан в его боли.

Второе – попытайтесь понять, почему близкий решил отказаться от лечения. И даже – да, это звучит очень страшно! – увидеть этот выбор как имеющий право на существование. Тогда и близкий, возможно, в дальнейшем посмотрит на ваше мнение с бóльшим принятием. В противном случае, вероятнее всего, выйдет спор, и ситуация лишь усложнится.

Если пациент готов слушать, можно поделиться своими чувствами и переживаниями. Если вы искренне верите, что исцеление возможно, – скажите об этом. Если вам дорог ваш близкий, страшно потерять его, если вы готовы сделать все что угодно, лишь бы он был жив и здоров, –так и скажите. Но говорите только про себя, не про него. Фраза «ты должен лечиться» отталкивает куда больше, чем «я так тебя люблю, и я в ужасе от того, что ты можешь отказаться от лечения и я потеряю тебя».

Лишь третьим шагом можно пытаться подбодрить близкого – например, рассказать успешные истории выздоровления. Здесь же можно попытаться «перекрыть» аргументы пациента своими: словами врача, результатами исследований, статистикой выздоровлений. Можно попробовать пригласить для разговора авторитетного для пациента человека: лучшего друга, родителя, врача, священника. Главное, чтобы разговор был честный, а не «подстроенный» – заметив сговор, пациент может потерять доверие к вам и вновь закрыться.

Чтобы не было ощущения сговора, не спрашивайте этого человека заранее, о чем он будет говорить, не вдавайтесь в детали будущего разговора и не пытайтесь его контролировать. Достаточно того, что вы оба на стороне пациента, оба желаете ему лучшего и ваше понимание ситуации совпадает. Просто вкратце опишите ситуацию и попросите побеседовать с пациентом так, как человек считает нужным.

Напоследок еще раз хочется сказать – не спешите. Дайте пациенту время. Не делайте из каждого разговора «беседу о необходимости лечения». Если пациент не согласен с вами, отгораживается – не упорствуйте. Но при этом и не бросайте пациента, всегда оставляйте возможность обратиться к вам. Важно, чтобы пациент знал, что вы рядом, готовы оказать поддержку и помощь, как только он этого захочет. Что вы любите и цените его – даже когда ссоритесь.

И в любом случае – не стесняйтесь обратиться к психологу. Он поможет разобраться с собственными чувствами и выстроить бережный диалог с пациентом. Горячая линия Службы психологической помощи «Ясное утро» работает круглосуточно, бесплатно и анонимно. ❬❬❬

Подготовлено Службой помощи онкобольным
«Ясное утро» 8-800-100-0191


Общественный совет пациентских организаций

При поддержке