Константин Владимирович Хурцев: «Возвращение к нормальной и полноценной жизни после лечения рака возможно и даже необходимо»
Как выявляют рак поджелудочной железы и печени, какие факторы риска существуют, куда обращаться и как проводят лечение сегодня мы обсудили с Главным внештатным специалистом-онкологом Северо-Кавказского федерального округа, главным врачом Ставропольского краевого клинического онкологического диспансера, кандидатом медицинских наук Константином Владимировичем Хурцевым.
– Константин Владимирович, в России существуют различные программы скрининга онкологических заболеваний. Есть ли такая программа для рака печени и поджелудочной железы? Как выявить его на ранней стадии?
– Главная цель скрининга – снижение смертности от рака путем его выявления на ранней бессимптомной стадии, когда он хорошо поддается излечению. Однако любые диагностические процедуры имеют риски (например, при биопсии может развиться кровотечение), поэтому скрининг должен не только эффективно выявить заболевание на бессимптомной стадии, но и быть максимально безопасным для человека.
В отличие от некоторых других видов скрининга (например, рака кишечника или молочной железы, которые рекомендованы всем людям), скрининг рака печени проводится только у пациентов с факторами высокого риска его развития. В России в качестве скрининга рака печени для всех пациентов из группы высокого риска рекомендовано выполнение УЗИ печени и органов брюшной полости 1 раз в 6 мес совместно с определением альфа-фетопротеина (АФП).
Дополнительная визуализация (КТ органов брюшной полости или МРТ-исследование с внутривенным контрастным усилением) рекомендуется при повышении уровня АФП≥20 нг/мл в сыворотке крови или после выявления узлового образования в печени размером ≥10 мм на УЗИ.
Программы скрининга рака поджелудочной железы для всего населения нет, потому что этот тип рака встречается довольно редко (около 3% от всех впервые выявленных онкологических заболеваний). Массовое обследование в такой ситуации принесет больше вреда, чем потенциальной пользы (медицинские и финансовые затраты, осложнения от процедур, стресс при прохождении обследования при минимуме преимуществ).
Но скрининг есть для людей с высоким риском заболеть раком поджелудочной железы: имеющих кровных родственников с этим диагнозом или наследственными синдромами, повышающими его вероятность. Ежегодно таким пациентам проводится МРТ (магнитно-резонансная томография), или МРХПГ (магнитно-резонансная холангиопанкреатография), или эндоУЗИ (эндоскопическое ультразвуковое исследование).
Более короткий интервал, например, 1 раз в 6 мес, может быть рассмотрен для людей с очень высоким риском (зародышевая мутация CDKN2A и синдром Пейтца–Егерса).
– Насколько часто рак печени и поджелудочной железы связан с наследственными факторами?
– Чаще всего причиной возникновения рака являются именно ненаследственные мутации: когда никаких генетических поломок человек не унаследовал, но в течение жизни в клетках накапливаются ошибки, которые рано или поздно приводят к возникновению опухоли. Дальнейшее накопление этих поломок уже внутри опухоли может сделать ее более злокачественной или привести к возникновению новых свойств.
Несмотря на то, что в большинстве случаев онкологические заболевания возникают из-за случайных мутаций, надо очень серьезно относиться к наследственному фактору. Если человек знает об имеющихся у него унаследованных мутациях, он сможет предотвратить развитие конкретного заболевания, риск возникновения которого у него очень велик.
Говоря о гепатоцеллюлярной карциноме, играет роль наличие в семье рака печени у родственников первой линии (у родителей): в таком случае риск развития заболевания выше примерно в 4 раза.
Говоря о раке поджелудочной железы, только 1 из 10 пациентов с раком поджелудочной железы будет иметь наследственную форму этого заболевания. Люди, у родственников которых был рак поджелудочной железы, имеют повышенный риск им заболеть.
– Какие современные методы диагностики появились в последнее время и доступны в нашей стране?
– Совсем недавно начали проводиться генетические исследования на наследственные мутации людям, у которых в семье часто встречались определенные типы злокачественных опухолей, если такой диагноз был установлен у близких родственников. Правильное решение о необходимости обследования помогут принять онколог, клинический генетик.
Генетические тесты могут нести некоторые негативные эффекты. Когда здоровый человек узнаёт, что у него мутация, связанная с повышенным риском рака, это может стать сильным эмоциональным потрясением. Врач порекомендует рассказать об этом членам семьи, чтобы они тоже знали о рисках, и это может сделать семейную атмосферу более напряженной. Сам по себе генетический анализ стоит недешево. Если речь идет о наследственных мутациях, для анализа достаточно сдать кровь из вены. Для составления «молекулярно-генетического портрета» рака чаще всего нужен биоптат – образец ткани злокачественной опухоли. Существует и более современная методика – жидкостная биопсия, когда исследуют ДНК опухолевых клеток, циркулирующую в крови. Точность обнаружения мутаций с помощью современных генетических исследований составляет почти 95%.
– Какие новые лекарственные методы появляются в лечении рака печени и поджелудочной железы?
– Для лечения гепатоцеллюлярного рака относительно недавно начали применяться иммунотерапия ингибиторами контрольных точек и таргетная терапия ингибиторами тирозинкиназ.
Таргетная терапия при лечении рака печени подавляет процесс образования сосудов, питающих опухоль (ангиогенез). Молекулы препарата блокируют взаимодействие клеток опухоли и их микроокружения (соседних клеток, которые не являются злокачественными, но которые опухоль «подстраивает» под свои нужды) и таким образом останавливают рост новообразования.
Самый современный класс противоопухолевых средств – иммунотерапия ингибиторами контрольных точек (за разработку этого метода ученые были удостоены Нобелевской премии по медицине в 2018 году). Действие метода состоит в том, что при помощи препаратов собственный иммунитет пациента преодолевает защиту опухолевых клеток и уничтожает их.
Для лечения рака поджелудочной железы также применяется таргетная и иммунотерапия. Однако биологические характеристики опухоли влияют на выбор метода лекарственного лечения. Для назначения такого лечения необходимо выявление определенных биомаркеров.
– Увеличилась за последнее время выживаемость пациентов после этих видов рака?
– Исследователи обнаружили, что в период с 1992 по 2005 год показатель выживаемости за 1 год почти удвоился, увеличившись с 25 до 47%. Ранний скрининг пациентов с гепатитом С, ведущим фактором риска развития рака печени, напрямую способствовал увеличению выживаемости пациентов, живущих с раком печени. При раннем выявлении существует значительно больше вариантов лечения рака печени – в большинстве случаев, чем раньше он обнаружен, тем лучше прогноз.
Пятилетняя выживаемость людей с раком поджелудочной железы выросла до 13%, согласно статистике за 2024 год. Это более чем вдвое превышает 6% пятилетней выживаемости десятилетней давности, отмечают эксперты по раку поджелудочной железы (PanCAN).
– Какие советы вы можете дать пациентам для поддержания качества жизни после лечения?
– Каждый пациент должен четко знать, что возвращение к нормальной и полноценной жизни после лечения рака возможно и даже необходимо, но для этого ему потребуется несколько скорректировать привычки и крайне внимательно следить за состоянием здоровья.
- Физическая активность.
- Питание.
- Вредные привычки.
- Психологическая поддержка.
- Профилактические осмотры (диспансерное наблюдение). Соблюдение всех врачебных рекомендаций, здоровый образ жизни, сбалансированная диета и адекватные физические нагрузки помогут справиться со всеми последствиями раковой опухоли и в кратчайшие сроки вернуться к полноценной жизни.
– Какие меры профилактики могут снизить риск развития рака печени и поджелудочной железы?
– В настоящий момент не существует надежного способа избежать рака поджелудочной железы, но можно контролировать некоторые факторы риска путем коррекции образа жизни. Отказ от курения, физическая активность, употребление достаточного количества овощей и фруктов, а также поддержание массы тела в пределах нормального индекса массы тела (от 18,5 до 25) позволяют снизить вероятность развития этого заболевания. Наиболее важными факторами риска рака печени являются алкогольная болезнь печени, хронические вирусные гепатиты и неалкогольная жировая болезнь печени. Лечение и профилактика хронических заболеваний печени снижают индивидуальный онкологический риск развития рака печени. Алкогольный цирроз предотвращается отказом от потребления алкогольных напитков и табака. Физические нагрузки, сбалансированное питание и контроль массы тела позволяют не допустить развития неалкогольной жировой болезни печени. Лечение пациентов с хроническим вирусным гепатитом В и С снижает заболеваемость раком печени в этой категории больных.
– Как выбрать учреждение для лечения рака печени и поджелудочной железы? Лечение бесплатное? Обязательно ли обращаться в крупные центры Москвы и Санкт-Петербурга или такое лечение можно провести по месту жительства?
– При раке печени и поджелудочной железы пациенты могут получить лечение по месту жительства (в региональном онкологическом диспансере).
Порядок маршрутизации онкопациентов внутри региона, как правило, устанавливается приказами регионального органа здравоохранения. Информировать пациента о возможности, порядке выбора и перечне медицинских организаций онкологического профиля должен лечащий врач (п. 20 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 19.02.2021 г. №116н).
Порядок направления пациентов в федеральные медицинские организации регламентирован Приказом Минздрава РФ от 23.12.2020 г. №1363н.
Направление в федеральный центр на консультацию, обследование или лечение можно получить при наличии у больного определенных показаний, которые определяет лечащий врач. Среди них:
- нетипичное течение заболевания или отсутствие эффекта от проводимого лечения;
- необходимость применения методов обследования или лечения, недоступных в регионе (нет специализированных клиник, профильных специалистов, оборудования и т.д.);
- высокий риск хирургического лечения из-за осложненного течения болезни или наличия сопутствующих заболеваний;
- требуется дополнительное обследование в диагностически сложных случаях или для комплексной предоперационной подготовки пациентов с осложненными формами заболевания;
- необходимость повторной госпитализации по рекомендации федерального центра.
По поводу оформления направления на консультацию, обследование или лечение в федеральных центрах необходимо обращаться к лечащему врачу.
– Уважаемый Константин Владимирович, спасибо Вам за столь подробные ответы!