Беседы о здоровье
Онкология
Общероссийская газета для пациентов
Все статьи

Мелкоклеточный рак легкого: что нужно знать

Мелкоклеточный рак легкого (МРЛ) – это агрессивная форма заболевания. В течение нескольких недель эта коварная болезнь может привести к необратимым последствиям. Спасти жизнь пациенту можно, только если как можно раньше начать лечение. Подробно о том, что такое мелкоклеточный рак легкого, кто находится в зоне риска и какая существует терапия, мы спросили у Альбины Сергеевны Жабиной, кандидата медицинских наук, врача-онколога Онкологического центра им. Н.П. Напалкова, Санкт-Петербург.

– Скажите, пожалуйста, чем опасен мелкоклеточный рак легкого и какие у него симптомы?

– Мелкоклеточный рак легкого – опухоль, которая развивается из мелких клеток эпителия. Это очень сложная и агрессивная форма рака. Значительное ухудшение может произойти за несколько недель, поэтому при постановке диагноза важно начать лечение сразу. Иногда мы госпитализируем пациента прямо после приема. Поэтому достаточно часто мелкоклеточный рак легкого рассматривают как системную болезнь, при которой возможно обнаружить метастазы в лимфатических узлах уже на ранних стадиях болезни.

К сожалению, заболевание часто диагностируется, когда опухолевые клетки уже вышли за пределы легкого, что затрудняет его лечение. На момент постановки диагноза 70–80% пациентов имеют отдаленные метастазы, а локальная стадия, когда есть высокие шансы на излечение, диагностируется менее чем у 10% пациентов [7–9].

Среди типичных симптомов отмечаются: кашель (50%), слабость (40%), одышка (40%) и резкая потеря массы тела (20%). По мере развития заболевания могут появляться боли в грудной клетке, примесь крови в мокроте, расстройство глотания, отечность лица и лихорадка [3]. Если вы заметили у себя или своих близких такие симптомы, обязательно обратитесь к врачу.

– Какие ключевые факторы риска развития заболевания существуют?

– Мелкоклеточный рак легкого – это «рак курильщиков», так что продолжительный стаж курения и большое количество ежедневно выкуриваемых сигарет напрямую влияют на риск развития болезни. Чаще заболевают мужчины, а средний возраст пациентов составляет от 40 до 60 лет [4]. При этом, чем старше пациент, тем больше риск возникновения рака легкого.

К не менее важным факторам можно отнести наследственность и сопутствующие заболевания легких, такие как хроническая обструктивная болезнь легких или туберкулез. Также развитию мелкоклеточного рака легкого способствует постоянный контакт с асбестовой пылью, различными химическими соединениями, такими как асбест, хром, никель, мышьяк и бериллий, радиационное облучение [5]. В целом по статистике на долю мелкоклеточного рака легкого приходится примерно 10–15% всех случаев рака легкого [1]. Если говорить о РФ, то в 2022 г. всего зарегистрирован 57 421 случай рака легкого, из них мелкоклеточного – около 8000 [2].

– Как лучше организовать лечение пациента с мелкоклеточным раком легкого?

– Очень важно обратиться исключительно в учреждение, которое специализируется на лечении рака легкого. В таком лечебно-профилактическом учреждении терапию смогут подобрать в зависимости от стадии болезни и индивидуальных особенностей пациента.

Онкологи и лучевые терапевты – одни из ключевых медицинских специалистов, которые проводят консилиумы и принимают решения в создании индивидуального плана лечения, основанного на потребностях конкретного пациента. В случае если в системном лечении отказывают, стоит уточнить рекомендованную тактику и обратиться за «вторым мнением» в сторонней организации.

– Поддается ли мелкоклеточный рак легкого лечению?

– Раньше основным методом лечения была химиотерапия. Она быстро давала результаты и опухоль уменьшалась в размерах, но проблема мелкоклеточного рака в том, что он очень быстро возвращается. У 80% пациентов c ранней стадией и почти у всех пациентов с распространенной стадией возникал рецидив [15]. По большому счету вылечить этот тип рака было невозможно.

Прорыв в лечении мелкоклеточного рака легкого произошел около 5 лет назад с появлением иммунотерапии, которая способна обучить собственный иммунитет видеть и атаковать опухолевые клетки. Когда появилась эта терапия, мы не сразу поверили, что она серьезно изменит ситуацию. Но мы ввели ее в практику лечения пациентов с мелкоклеточным раком легкого, и результаты оказались лучше, чем ожидали. Стали появляться пациенты-долгожители, которые уже пережили и 3, и 4 года без прогрессирования заболевания. Они живут без признаков болезни на сегодняшний день благодаря химиоиммунотерапии. Такая устойчивая ремиссия бывает не у всех пациентов, не все одинаково отвечают на лечение, но появилась сама возможность взять болезнь под контроль.

Однако повторю – этот тип рака легкого очень агрессивен и от того, насколько быстро будет начато лечение, будет зависеть его результат.

Также не стоит отчаиваться пациентам в плохом клиническом состоянии и с выраженными симптомами, так как своевременно начатое системное лечение при этом подтипе рака легкого может быстро помочь пациенту и существенно улучшить прогноз.

– Какой вклад в лечение может внести сам пациент?

– Мы всегда говорим, что успех терапии во многом зависит от тандема между врачом и пациентом. Необходимо выполнять рекомендации, вовремя информировать о своем состоянии, своевременно сдавать анализы. Для мелкоклеточного рака легкого важно, например, вовремя сдавать анализы крови. Иначе можно пропустить угрожающие жизни осложнения, включая инфекционные.

К тому же часто пациенты либо отменяют назначенную терапию, либо применяют различную дополнительную симптоматическую терапию без согласования с лечащим врачом. Помимо того, что препараты могут плохо взаимодействовать между собой, от симптоматической терапии могут быть дополнительные осложнения. Например, часто пациенты самостоятельно отменяют прием антикоагулянтов, а это может привести к тромбоэмболии или обострению заболеваний, связанных со свертываемостью крови.

Бывает, что из-за каких-то осложнений пациент и вовсе отказывается от терапии. Тогда, конечно, мы не можем говорить о благополучном исходе, даже после того, как осложнения купируются.

Иногда пациенты отказываются от поддерживающей терапии, лечения, которое нужно продолжать и после выхода в ремиссию, для того чтобы предотвратить рецидив. В моей практике такое было. Пациент находился в ремиссии и решил, что терапию можно отменить. Через какое-то время вернулся с прогрессированием заболевания. Попросил вернуть его на то же лечение, но это уже было невозможно. Мы не можем однозначно сказать, как бы протекало заболевание, если бы он не отказался от поддерживающей терапии. Но с большой долей вероятности мы смогли бы продлить время его ремиссии.

Бывают случаи, когда от информированности пациента зависит качество его лечения. Например, если врач предлагает заменить препарат, который дает хорошие клинические результаты, на аналогичный, но другой препарат. Возможно, что замена и не повлияет на ход лечения, но также вполне возможно, что от этого произойдет ухудшение. Пациент вправе знать об изменениях в терапии, использование которой лечащий врач несомненно должен обсудить с пациентом.

– Что стоит знать пациенту, который получает системную терапию?

– Выздоровление никогда не может быть окончательным. Впереди пациента ждет большая работа над собой. Необходимо отказаться от курения, выполнять регулярные посильные физические упражнения, соблюдать здоровое питание, снизить уровень стресса и обеспечить достаточный спокойный сон. Все это будет не только способствовать укреплению организма, но и настраивать на более позитивное мировоззрение. После завершения лечения необходимы регулярные осмотры и наблюдение. Это является неотъемлемой частью мониторинга, выявления потенциальных рецидивов или новых проблем со здоровьем. Такие встречи помогают не пропустить ухудшение и при необходимости сразу принять соответствующие меры.

В заключение хочется отметить, что для улучшения выживаемости пациентов с мелкоклеточным раком легкого важны все составляющие – так называемый комплексный подход, который включает своевременное обращение за медицинской помощью, быстрое назначение эффективной терапии, а также надежная поддержка близких, внесение позитивных изменений в образ жизни, проведение регулярных осмотров и последующего наблюдения у врача.

Материал не является медицинской консультацией. Пожалуйста, обратитесь к врачу.

Литература

  1. Wu AH, Henderson BE, Thomas DC et al. Secular trends in histologic types of lung cancer. J Natl Cancer Inst 1986;77:53-6. 
  2. Каприн А.Д. и др. Злокачественные новообразования в России в 2022 г. (заболеваемость и смертность). М.: МНИОИ им. П.А. Герцена – филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, 2023. 
  3. Jackman, Winston W Tan et al. MedScape: Small Cell Lung Cancer. Clinical Presentation. Lancet 2005;366:1385. 
  4. Barta JA, Powell CA et al. Global Epidemiology of Lung Cancer. Annals of Global Health 2019;85(1):8:1-16. DOI: 10.5334/aogh.2419 
  5. Small Cell Lung Cancer Treatment (PDQ®) – Health Professional Version. National Cancer Institute. Updated March 2, 2023. Accessed May 18, 2023. URL: https://www.cancer.gov/types/lung/hp/small-cell-lung-treatment-pdq#_37 
  6. Cuffe S, Moua T, Summerfield R et al. Characteristics and outcomes of small cell lung cancer patients diagnosed during two lung cancer computed tomographic screening programs in heavy smokers. J Thorac Oncol 2011;6:818-22. DOI: 10.1097/JTO.0b013e31820c2f2e 
  7. Oronsky B, Reid TR, Oronsky A et al. What's New in SCLC? A Review. Neoplasia 2017;19:842-7. 
  8. 8. Bernhardt EB, Shadia IJ. Small Cell Lung Cancer. Cancer Treat Res 2016;170:301-22. DOI: 10.1007/978-3-319-40389-2_14 
  9. Socinski MA, Smit EF, Lorigan P et al. Phase III study of pemetrexed plus carboplatin compared with etoposide plus carboplatin in chemotherapy-naive patients with extensive-stage small-cell lung cancer. J Clin Oncol 2009;27(28):4787-92. DOI: 10.1200/JCO.2009.23.1548 
  10. Rossi A, Di Maio M, Chiodini P et al. Carboplatin- or cisplatin-based chemotherapy in first-line treatment of small-cell lung cancer: the COCIS meta-analysis of individual patient data. J Clin Oncol 2012;30(14):1692-8. DOI: 10.1200/JCO.2011.40.4905 
  11. Horn L, Mansfield AS, Szczęsna A et al. First-line atezolizumab plus chemotherapy in extensive-stage small-cell lung cancer. N Engl J Med 2018;379(23):2220-9. DOI: 10.1056/NEJMoa1809064 
  12. Apar Kishor P Ganti et al. NCCN Guidelines Small Cell Lung Cancer Version 3.2021 authors. URL: www.nccn.org/professionals/physician_ gls/pdf/sclc.pdf. (Дата обращение 03.04.2021) 
  13. Stephen Liu. IMpower133: Characterisation of long-term survivors treated first-line with chemotherapy ± atezolizumab in extensive-stage small cell lung cancer. Ann Oncol 2020;31(Suppl_4):S974-S987. 
  14. Zhang S, Cheng Yi Immunotherapy for extensive-stage small-cell lung cancer: current landscape and future perspectives. Sec Cancer Immunity and Immunotherapy. Front Oncol 2023;(13). DOI: 10.3389/fonc.2023.1142081 
  15. Alessandro Morabito, Guido Carillio et al. Treatment of small cell lung cancer. Critical Reviews in Oncology/Hematology 2014;91(3):257-70.

Материал подготовлен при поддержке АО «Рош-Москва» M-RU-00018295 сентябрь 2024


Общественный совет пациентских организаций

При поддержке