Беседы о здоровье
Онкология
Общероссийская газета для пациентов
Все статьи

Интервью со специалистом

27.11.2023

Азиз Дильшодович Зикиряходжаев: «Одномоментная реконструкция молочной железы является в настоящее время широко распространенной методикой»


Наших читателей интересует эстетический аспект после операций по удалению опухолей в социально значимых областях, таких как, например, молочная железа у женщин. Вопросы возникают как перед самой операцией, так и во время реабилитации. Редакция обратилась к эксперту-онкологу, реконструктивному и пластическому хирургу, доктору медицинских наук, профессору, руководителю отделения онкологии и реконструктивно-пластической хирургии молочной железы и кожи в МНИОИ им. П.А. Герцена – филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России Азизу Дильшодовичу Зикиряходжаеву, чтобы получить ответы на эти «болезненные» вопросы.

– Азиз Дильшодович, наши читатели задают много вопросов, и вот один из них: «Меня очень беспокоит внешний вид, а именно – отсутствие молочной железы после удаления опухоли. Через какое время можно будет провести реконструктивную операцию?»

– Реконструкцию молочной железы можно выполнить после завершения комбинированного или комплексного лечения рака молочной железы, в том числе после завершения лучевой терапии. Оптимальный период для отсроченной реконструкции молочной железы – два года после окончания лечения, чтобы исключить рецидив заболевания. Лучевая терапия в послеоперационном периоде, выполненная у 66,5% пациенток в случае отсутствия лучевого фиброза тканей передней грудной стенки, не влияет на сроки реконструкции.

– Делают ли сейчас в одну процедуру операцию по удалению опухоли и реконструкцию? От чего зависит выбор тактики сегодня?

– Конечно, одномоментная реконструкция молочной железы является в настоящее время широко распространенной методикой. Выбор тактики определяется, безусловно, распространенностью процесса. Если у пациентки отмечен отек кожи молочной железы, в таком случае данная операция не показана ввиду высоких рисков рецидивирования заболевания.

– «При обследовании выявлена злокачественная опухоль в одной молочной железе и доброкачественная (фиброма) – в другой. Предлагают провести операцию сразу на двух молочных железах, сомневаюсь. Куда можно обратиться за “вторым мнением”?»

– За вторым мнением целесообразно обращаться в профильные онкологические учреждения.

– Множество слухов ходит о безопасности имплантатов. Могут ли они привести к рецидиву опухоли?

– Нет, имплантаты не являются причиной рецидивирования рака молочной железы.

– При постановке имплантатов через какое время потребуется их заменить?

– Если после установки имплантатов не отмечаются признаки разрывов, нарушения целостности, развития осложнений, то необходимости в замене нет. В среднем срок службы большинства грудных имплантатов составляет примерно 10–15 лет, хотя некоторые могут прослужить и дольше.


В среднем срок службы большинства грудных имплантатов составляет примерно 10–15 лет, хотя некоторые могут прослужить и дольше.


– «Слышала, что бывают осложнения после терапии, когда образуются “язвы” на коже. Почему это происходит? И как обычно это лечится?»

– Протрузии или формирование пролежней, как правило, отмечаются при тонком или невыраженном подкожно-жировом слое молочной железы, а также при несостоятельности послеоперационных швов. В таком случае необходимо обращаться к оперирующему хирургу для определения оптимальной тактики ведения.

– Какие ограничения будут после постановки имплантатов? Какие виды физических нагрузок нужно будет ограничить? И как после операции делать обследования, можно ли маммографию с имплантатами делать?

– В среднем срок строгого ограничения физической активности составляет 6–8 недель. В этот период происходит активная регенерация тканей, поэтому даже небольшая нагрузка на мышцы торса и верхнего плечевого пояса может нарушить этот процесс. В первые 6–8 недель пациентке разрешены только пешие прогулки. Бег, прыжки, плавание, йога, посещение тренажерного зала и прочие виды спорта запрещены. Точный срок безопасного восстановления физической активности может назвать только лечащий врач.

– Что Вы можете сказать о проведении операций с «профилактическими» целями, когда в семье были случае рака молочной железы у женщин и положительные маркеры? Каково отношение в нашей стране к подобного рода подходам?

– Выполнение профилактической операции на сегодняшний день, согласно клиническим рекомендациям нашей страны, возможно у тех женщин, кому уже установлен диагноз одностороннего рака молочной железы. В такой ситуации мы можем им рекомендовать выполнить профилактическую операцию с другой стороны. При этом в рекомендациях указано, что это возможно у пациенток с мутациями в генах BRCA1 и BRCA2. Однако помимо мутаций в этих генах существуют и другие гены, мутации в которых также повышают риск развития рака молочной железы. Самым сложным вопросом на сегодняшний день является юридическое сопровождение профилактических операций у здоровых женщин. К сожалению, выполнение таких операций согласно рекомендациям не указано для здоровых женщин с мутацией. В нашем центре идет научная работа, связанная с оценкой эффективности двусторонней профилактической мастэктомии, и мы выполняем такие операции. Происходит это в рамках научного исследования, пациентка информируется об этом, дает свое согласие, проводится консилиум с участием разных специалистов, в том числе медицинского психолога. Но для хирурга выполнение такой операции – очень большой риск в юридическом поле, поскольку нет четких прописанных рекомендаций, утвержденных научным сообществом, для выполнения таких операций. И в случае возникновения судебных разбирательств с пациенткой существует высокий риск лишиться возможности дальнейшей врачебной практики или понести уголовную ответственность.

– «Слышала, что после удаления лимфоузлов во время операции часто болит рука, сложно с движениями. Сколько времени в среднем уходит на восстановление после обширной операции?»

– Ограничение функции верхней конечности, риск и выраженность отека руки зависят от количества удаленных лимфатических узлов. При выполнении биопсии «сторожевого» лимфатического узла функция руки сохраняется, а риски развития лимфедемы сводятся к минимуму. Однако после выполнения регионарной лимфаденэктомии по поводу рака молочной железы, после заживления послеоперационной раны необходимо приступать к реабилитации. Комплекс упражнений для пациенток, как правило, подбирает врач-реабилитолог.

– «Мне провели реконструктивную операцию 8 лет назад не в Российской Федерации. Периодически возникают напряжение и отек в молочной железе, где установлен имплантат. К какому специалисту сейчас обращаться? Онкологу по месту жительства, хирургу-онкологу или пластическому хирургу?»

– В данном случае необходимо обращаться в профильные онкологические учреждения, на базе которых есть отделения, выполняющие реконструктивно-пластические операции у больных раком молочной железы, в первую очередь, для исключения рецидива заболевания, к хирургам-онкологам, имеющим сертификат по пластической хирургии либо к пластическим хирургам, если врачами-онкологами исключены данные о наличии рецидива или прогрессирования рака молочной железы.

– Большое спасибо за Ваши ответы и пояснения! ❬❬❬

Ждем новых писем и вопросов от наших читателей.


Общественный совет пациентских организаций