Беседы о здоровье
Онкология
Общероссийская газета для пациентов



Все статьи

Подними паруса надежды: секреты успешной реабилитации

30.12.2025 Современная онкология отходит от представления о реабилитации как о мероприятии «постфактум», переходя к концепции непрерывной и интегрированной реабилитации.

В современной медицине одним из ключевых аспектов эффективного лечения онкологических заболеваний является медицинская реабилитация. О важности ранней диагностики, инновационных методиках восстановления и особенностях психосоциальной поддержки женщин, прошедших противоопухолевое лечение, рассказывает опытный специалист, врач-онколог, радиотерапевт, доктор медицинских наук, доцент, заведующая отделом медицинской реабилитации и восстановительных технологий Медицинского радиологического научного центра (МРНЦ) имени А.Ф. Цыба – филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России, профессор кафедры «Акушерство и гинекология» Обнинского института атомной энергетики – Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Лиана Сирекановна Мкртчян. Ее богатый профессиональный опыт и уникальный подход помогают тысячам женщин вернуться к активной и качественной жизни после болезни.

Screenshot_10.png– Лиана Сирекановна, поделитесь своим видением идеальной модели организации медицинской помощи женщине, переживающей онкологическое заболевание. Когда начинается реабилитационный этап и кто принимает решение о направлении пациентки на восстановление?

– Реабилитационный этап у женщин, переживающих онкологическое заболевание, должен начинаться как можно раньше, идеально – до начала противоопухолевого лечения, и продолжаться на протяжении всего пути пациента. Реабилитацию стоит начинать так рано и продолжать непрерывно потому, что хорошо подготовленный организм лучше справляется с токсичностью химио- и лучевой терапии, а это и есть гарантия конечной эффективности проведенных многокомпонентных программ лечения основного заболевания и ускоренного возвращения в социум. Современная онкология отходит от представления о реабилитации как о мероприятии «постфактум», переходя к концепции непрерывной и интегрированной реабилитации. Онкологи и радиотерапевты не всегда знают о возможностях реабилитации, в этом также мы видим одну из основных задач федеральных центров – информировать профильных специалистов, что как раз и позволит активно направлять пациентов к медицинскому реабилитологу.

– Существует мнение, что реабилитация должна начинаться еще до начала основной противораковой терапии. Согласны ли Вы с таким утверждением и если да, то какие мероприятия проводятся заранее?

– Мы так и поступаем в нашем Центре, потому что понимаем эффективность такого подхода. Предреабилитация стартует с момента постановки диагноза и до начала любого противоопухолевого лечения (операция, химиотерапия, лучевая терапия). Необходимо подготовить организм пациентки к предстоящему стрессу от лечения, улучшить ее функциональные резервы, снизить риски осложнений и ускорить восстановление. Проводится нутриционная поддержка, физические упражнения для улучшения кардиореспираторной функции, мышечной силы. Исследованиями показано, что предреабилитация снижает риск послеоперационных осложнений и улучшает качество жизни. К тому же, занимаясь физическими упражнениями, контролируя свой рацион, подходя к лечебному процессу осознанно, пациентка не фиксируется на негативных эмоциях и переживаниях, а значит, существует в более комфортной психологической атмосфере. Важное место занимают занятия с клиническим психологом: работа с тревогой, страхом, обучение стратегиям совладания со стрессом, а также информирование о предстоящем лечении, возможных побочных эффектах и способах их профилактики, управления. Мы рассказываем пациенткам, почему важен отказ от вредных привычек – курения, злоупотребления алкоголем: это позволит не только улучшить переносимость хирургического вмешательства, но и, как показывают многочисленные исследования и наш опыт, ускорить регрессию опухоли при проведении лучевой терапии.

– Как строится маршрутизация пациенток после окончания основного лечения (операция + химиотерапия / лучевая терапия)? Кто сопровождает женщину на этапе перехода от активного лечения к восстановительному периоду?

– Необходимо отметить, что реабилитация должна проводиться в том числе и во время лечения – на протяжении всего курса химиотерапии, лучевой и таргетной терапии. Целью является минимизация острых побочных эффектов лечения, поддержание максимально возможного уровня физической активности, предотвращение прерывания лечения. С этой целью мы рекомендуем дозированную физическую активность, ежедневные прогулки, техники релаксации и оптимизации сна. Во время прохождения лечения наши пациентки занимаются с инструктором по лечебной физкультуре, мы активно используем возможности интегративной медицины: проводится музыкальная терапия, занятия нейрографикой, танцами. Мы также используем физиотерапевтические процедуры и медикаментозные препараты регенерирующего действия для предотвращения развития тяжелых лучевых осложнений. Кроме того, в межкурсовой период проводится целый комплекс процедур для коррекции проявлений периферической полинейропатии (нарушение чувствительности, онемение в области кистей и стоп), которые спровоцированы проводимым химиотерапевтическим лечением.
Реабилитация после завершения активного лечения направлена на восстановление сниженных или утраченных функций. На этом этапе важно справиться с долгосрочными побочными эффектами, улучшить качество жизни, помочь пациентке вернуться к повседневной социальной и профессиональной деятельности. Для этого используем возможности физической реабилитации: специализированные упражнения (например, при лимфедеме после мастэктомии), различные массажные техники, в том числе и лимфо-дренажные, тейпирование. Большое место в восстановительном лечении на этом этапе занимает физиотерапия с использованием различных энергий – лазерной, магнитной, электротерапии по разработанным схемам в низкоэнергетических, низкочастотных режимах. Это миф, что физиотерапевтические процедуры противопоказаны онкологическим пациентам! Этой неправильной точки зрения, к сожалению, придерживаются и онкологи, и нам приходится проводить для коллег научно-образовательные семинары, что способствует формированию их активной позиции в отношении постлечебной реабилитации онкобольных. Психологическая реабилитация включает работу с посттравматическим стрессом, депрессией, тревогой, страхом рецидива; нутриционная коррекция нацелена на восстановление нормального питания, борьбу с последствиями химиоиндуцированной мальабсорбции, поддержание массы тела в «здоровом» интервале. В ряде случаев нужна работа с сексуальными дисфункциями, вызванными лечением.
Благодаря современным достижениям клинической онкологии пациенты живут долго, поэтому мы говорим и о долгосрочной реабилитации, т.е. на протяжении всей жизни. Вот так и выглядит модель реабилитации в идеале. В нашем Центре мы действуем по такой отработанной схеме, при этом женщину сопровождает команда реабилитологов, в которой есть все необходимые специалисты, а объем восстановительных процедур и методик подбирается индивидуально.

Screenshot_11.png– Эффективная коммуникация и координированная работа специалистов различного профиля играют ключевую роль в достижении положительных результатов в лечении и реабилитации онкологических пациентов. Поделитесь, пожалуйста, примером конкретной клинической ситуации, когда совместное взаимодействие помогло существенно улучшить исход лечения пациентки.

– Общаясь с пациентками, которые находятся в ремиссии, онкологи зачастую удивляются отсутствию у них оптимизма. К сожалению, жалобы, которые наблюдаются после противоопухолевого лечения, резко снижают качество жизни женщин и влияют на различные аспекты жизни, в том числе и семейные отношения. Типичная ситуация – пациентка после комбинированного лечения (операция и химиолучевая терапия) по поводу рака шейки матки обратилась с жалобами на отек внутренней поверхности бедер, нарушение мочеиспускания, сухость влагалища, повышенную травматизацию слизистой влагалища, дискомфорт при половом контакте, чувство онемения стоп, шаткость походки. Наблюдалась регулярно у онколога по месту жительства, проводились только контрольные обследования для исключения прогрессирования основного заболевания, а по поводу возникших побочных эффектов противоопухолевого лечения ничего не предлагалось. И вот в социальной сети пациентской ассоциации «Здравствуй!» она увидела историю женщины об успешно проведенной комплексной реабилитации в отделении медицинской реабилитации МРНЦ имени А.Ф. Цыба. Пациентка записалась через колл-центр к медицинскому реабилитологу, а далее был консилиум мультидисциплинарной реабилитационной команды, в состав которого, наряду с реабилитологом, входят также психолог, невролог, онкогинеколог, радиотерапевт. Был составлен индивидуальный план медицинской реабилитации, включающий: лечение эпителиита и атрофических изменений влагалища – восстановление слизистой влагалища биорегенерантами и препаратами на основе стабилизированной гиалуроновой кислоты; лечение лучевого цистита – инстилляции в мочевой пузырь гиалуронсодержащих препаратов; лечение лимфостаза нижних конечностей – мягкий дренирующий массаж нижних конечностей, лимфопрессотерапия, низкоинтенсивная магнитотерапия, ежедневные занятия с инструктором по лечебной физкультуре с акцентом на мышцы нижних конечностей и дыхательную гимнастику; коррекцию полиневропатии – магнито-лазеротерапия на кисти рук и стоп, лазеропунктура на точки выхода нервов, назначенный неврологом курс медикаментозной терапии; стабилизацию психоэмоционального состояния – групповые и индивидуальные занятия с психологом, участие в групповых занятиях нейрографикой и танцами. Фактически в течение двух недель был проведен полноценный курс комплексной реабилитации, наша пациентка была выписана со значительным улучшением, были даны рекомендации. А через месяц к нам приехала счастливая женщина, победившая рак и живущая полноценной жизнью! Это история сотен наших пациенток, женщин, чувствующих уверенность в будущем дне!

– По Вашему мнению, какую роль играет психологическое сопровождение пациенток в процессе реабилитации и как оно влияет на успех выздоровления?

– Вы совершенно правильно поставили вопрос! Не просто «консультация психолога», а именно психологическое сопровождение играет важнейшую, в то же время очень недооцененную роль в процессе реабилитации. Мы мало задумываемся над тем, что рак – это не просто физическая болезнь, это еще и психологическое, духовное потрясение, которое отражается на жизни женщины, иногда буквально ломая ее…
А ведь подготовленный психолог может:
  • помочь в адаптации к онкодиагнозу и неизбежным изменениям в жизни (принятие реальности, работа с травмой, переработка образа тела);
  • понизить градус тревожности и депрессии (методы релаксации, когнитивно-поведенческие стратегии);
  • повлиять на чувство беспомощности и безнадежности (поиск внутренних ресурсов);
  • повысить приверженность к лечению и его переносимости.
И это далеко не все. У нас в команде грамотный клинический психолог, абсолютно на равных участвующий в реабилитационном процессе. Сегодня правильно говорить о том, что психологическая помощь – это неотъемлемая часть практической онкологии.

– Многие пациентки сталкиваются с проблемами интимного характера после перенесенного онкологического заболевания. Насколько значима эта проблема и какими способами решается?

– К сожалению, тема сексуальных дисфункций, возникающих как следствие противоопухолевого лечения, до сих пор табуирована. Хорошо, что мы затронули эту тему в интервью. Современный подход должен быть комплексным, мультидисциплинарным и персонализированным. Сексуальная реабилитация должна быть интегрирована в общий план лечения и реабилитации, а не быть отдельным, второстепенным компонентом. Важна так называемая проактивность. Врачи должны активно предлагать помощь, а не ждать, пока пациентка сама обратится с этим вопросом. Подход должен быть максимально индивидуальным, с учетом диагноза, стадии, особенностей лечения, возраста, культурно-образовательного уровня, личных предпочтений женщины.
Наше отделение – одно из немногих реабилитационных отделений в нашей специальности, где решению этой проблемы уделяется достаточно много внимания: от профилактики лучевого вагинального стеноза с использованием силиконовых дилататоров до применения объемообразующих гелей на основе стабилизированной гиалуроновой кислоты, отечественных биорегенерантов нового поколения (Сферогель), радиоволновых и лазерных технологий. Комплекс лечебно-эстетических технологий направлен на восстановление женского здоровья, которое неизбежно страдает вследствие противоопухолевой терапии. Многие методики родились непосредственно в наших стенах, и мы их подбираем индивидуально под каждую конкретную ситуацию.

– Лиана Сирекановна, есть ли разница в подходе к реабилитации молодых и пожилых пациенток? Если да, то какая и почему?

– Да, безусловно, существует значительная разница в подходах к реабилитации молодых и пожилых пациенток, переживающих онкологическое заболевание. Эти различия обусловлены физиологическими, психологическими, социальными и функциональными особенностями в каждой возрастной группе. Разница состоит в физиологических резервах и сопутствующих заболеваниях, в конечных целях восстановительных программ, даже в спектре осложнений и токсических последствий противоопухолевого лечения. Различаются, конечно, и сами модальности реабилитационных мероприятий, и их интенсивность. У молодых пациенток выше физиологические резервы, они быстрее восстанавливаются после лечения, у них значительно меньше сопутствующих хронических заболеваний, они способны переносить достаточно интенсивные физические нагрузки.
У пожилых пациенток развивается саркопения, снижается минеральная плотность костей, наблюдается дисфункция разных органов и систем, что выливается в высокую частоту сопутствующих хронических заболеваний (сердечно-сосудистые, диабет, артрит) и, как следствие, требует более осторожного подхода к объему восстановительных мероприятий и тесной координации с узкими специалистами (кардиологи, неврологи и т.д.). А полипрагмазия (прием множества лекарств) увеличивает риск побочных эффектов и взаимодействий.
Именно поэтому в нашей реабилитационной команде есть гериатр, консультирующий пожилых пациенток до начала лечения. Именно такой подход позволяет корригировать не только лечебные, но и реабилитационные программы, адаптируя их под резервы организма.

Screenshot_12.png– Каково значение инноваций и новых технологий в реабилитации онкопациентов и какие перспективные технологии внедряются сегодня?

– Инновации и новые технологии переводят реабилитацию на качественно другой уровень, открывают новые возможности для улучшения физического, психологического благополучия. Они позволяют сделать реабилитацию более эффективной, персонализированной, доступной. Перспективные технологии – системная магнитотерапия: отечественный аппарат магнитотурботрон создает внутри себя вихревое магнитное поле. Мы активно используем его возможности при лечении осложнений после химиотерапии, в послеоперационном периоде, лечении лучевых реакций и повреждений, коррекции болевого синдрома и климактерических нарушений у пациенток. Многие представители в профессиональной среде говорят о виртуальной реальности (virtual reality, VR) и дополненной реальности (augmented reality, AR), что подразумевает создание иммерсивных и интерактивных тренировочных сред для улучшения баланса, координации, силы, выносливости. VR может использоваться для реабилитации после операций на тазовых органах, уменьшения нейропатической боли, улучшения подвижности плечевого сустава после мастэктомии. В нашем Центре мы начинаем внедрение таких технологий, и это позволит в несколько раз повысить эффективность реабилитационного процесса.


Общественный совет пациентских организаций

При поддержке