Беседы о здоровье
Онкология
Общероссийская газета для пациентов

8 Июля 2024

Ученые идентифицировали более 5000 вариантов генов рака высокого риска

Исследователи из Института Велкома Сэнгера и их коллеги из Института исследований рака в Лондоне и Кембриджского университета оценили влияние на здоровье всех возможных генетических изменений в гене BAP1. Они обнаружили, что примерно пятая часть этих возможных изменений были патогенными, что значительно повышало риск развития рака глаз, слизистой оболочки легких, мозга, кожи и почек.

Команда также обнаружила связь между определенными разрушительными вариантами BAP1 и более высокими уровнями IGF-1. Это открытие дает возможности в разработке новых лекарств, которые могли бы подавлять эти «вредные» эффекты, потенциально замедляя или предотвращая прогрессирование некоторых видов рака.

Белок BAP1 действует как мощный супрессор опухолей в организме, защищая от рака глаз, слизистой оболочки легких, мозга, кожи и почек. Унаследованные варианты, разрушающие белок, могут увеличить пожизненный риск развития этих видов рака у человека до 50%, что обычно происходит в среднем возрасте.

Раннее выявление этих вариантов с помощью генетического скрининга может служить руководством к принятию профилактических мер, значительно повысить эффективность лечения и улучшить качество жизни пострадавших людей. Однако до сих пор было ограниченное понимание того, на какие конкретные генетические изменения в BAP1 следует обратить внимание, особенно на редкие варианты, которые вызывают его сбой и стимулируют рост рака.

В этом исследовании эксперты протестировали 18 108 изменений ДНК в гене BAP1 путем искусственного изменения генетического кода человеческих клеток. Они определили, что 5665 из этих изменений были вредными и нарушали защитные эффекты белка. Анализ данных Биобанка Великобритании подтвердил, что у лиц, несущих эти вредные варианты BAP1, вероятность диагностирования рака более чем на десять процентов выше, чем у населения в целом.

Источник: Waters, A.J., et al. (2024) Saturation genome editing of BAP1 functionally classifies somatic and germline variants. Nature Genetics | doi.org/10.1038/s41588-024-01799-3.

Общественный совет пациентских организаций