Интервью со специалистом
25.12.2022Вы спрашивали – эксперт отвечает. Говорим про рак молочной железы
Среди бесконечно огромного количества информации, которую можно найти в сети Интернет, практически невозможно вычленить ту, которая не окажется недостоверной, а порой и вовсе вредной. Пациенты с онкологическими заболеваниями, их родственники и близкие не всегда знают, что делать, куда обратиться, как правильно поступить и где получить полную информацию о своем здоровье и заболевании.
На наиболее актуальные вопросы о новообразованиях молочной железы от наших читателей отвечает Главный онколог-радиолог Минздрава РФ в Уральском федеральном округе, исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, академик РАН, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Андрей Владимирович Важенин.
– Кто входит в группы риска по раку молочной железы?
– Прежде всего те, у кого мамы, бабушки болели раком молочной железы. Мы от родственников наследуем не только гаражи, садовые участки, но и гормональные, иммунологические предрасположенности. Но это ни в коей мере не наследственное заболевание, это просто предрасположенность. Мы все предрасположены к попаданию под автомобиль на дорогах, но не все эту предрасположенность реализуют.
– Есть ли какие-то симптомы наличия рака молочной железы?
– Коварство злокачественных опухолей заключается в том, что каких-либо симптомов в начале заболевания может и не быть, поэтому необходимы мероприятия по раннему выявлению опухоли, прежде всего маммография, грамотная пальпация. А вот в дальнейшем уже появляются характерные симптомы, классические, как описано в учебниках: втяжение соска, лимонная корочка. Но это уже не ранний рак. А так, маммография, обычный осмотр позволяют рано диагностировать рак молочной железы.
– Какие методы диагностики являются главными при раке молочной железы?
– Все очень просто. Пальпация, визуальное наблюдение, маммография.
– Могу ли я сама выявить или заподозрить наличие образования молочной железы?
– Сама женщина, безусловно, может выявить. Но лучше, если это сделает маммолог. Есть негласная статистика, мы у себя проводили такое исследование, не совсем научное, которое показало, что 50–60% опухолей выявляют мужчины. Но все же «золотым стандартом» и по сути единственным в скрининге рака молочной железы во всем мире является маммография.
– Могу ли пройти обследование бесплатно?
– Безусловно, однозначно, это все включено в программу госгарантии, профилактических осмотров.
– Как и для чего определяют тип рака молочной железы?
– При установленном наличии опухоли определение ее гистологического и молекулярного типа является важным исследованием, когда изучается непосредственно фрагмент опухолевой ткани, взятый при биопсии. Мы можем определить гормональную чувствительность и целый ряд факторов, но сначала надо установить диагноз «рак», а потом уже разговаривать более детально о его типе.
– Куда мне обратиться за лечением?
– Очень хороший вопрос. Самое худшее – это начинать метаться в поисках диагноза, лечения. Классика онкологической помощи: лечение определяют 3 специалиста – радиолог, онколог, онкохирург. Нужно обратиться в онкологическое учреждение, лучше в государственное, где есть радиология и химиотерапия. Там будет консилиум, будет выбрано грамотное лечение (сегодня существуют стандарты лечения).
– Я могу лечиться только по месту прописки или могу обратиться в любое учреждение в РФ?
– Конечно, в любое. Связи между областными, городскими онкодиспансерами и федеральными центрами очень плотные и корректные. Любой гражданин РФ может получать высокотехнологичную медпомощь по программе ОМС. Чтобы планово попасть на лечение в стационар по полису ОМС, пройти обследование или получить консультацию, необходимо иметь на руках направление (форма 057/у-04). Что касается того, где получать медицинскую помощь, то гражданин РФ имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации, что отражено в Федеральном законе от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
"Нужно просто оптимистично смотреть на жизнь. Все остальное сделают врачи.
– Какие основные методы лечения рака молочной железы?
– Лечение рака молочной железы включает три вида терапии – лучевое, хирургическое и химиотерапевтическое лечение с разным удельным весом, в разном сочетании, и это уже решают специалисты на консилиуме, исходя из морфологии опухоли, типа роста, при наличии корректного диагноза.
– Есть какие-либо противопоказания, противоречия к хирургическому методу лечения рака молочной железы?
– Если хирургическое лечение нужно, противоречий, противопоказаний очень мало. Это свежий инфаркт, свежий инсульт. Нужно понимать, если вам предлагают оперативное лечение, это не значит, что вас с остановки троллейбуса возьмут в операционную. Вас сначала посмотрит терапевт, анестезиолог, все риски будут взвешены. Если уж совсем жестко говорить, никому не интересно иметь осложнения на операционном столе.
– Как подготовиться к лечению?
– Нужно просто оптимистично смотреть на жизнь. Все остальное сделают врачи.
– Возможно ли эстетическое восстановление объема удаленной груди?
– В принципе, возможно, это первичная пластика, но хочу обратить внимание, что в онкологии в качестве первого приоритета является жизнь пациента и выздоровление от онкологического заболевания. Красота важна, но это потом. Сначала мы решим онкологические проблемы, а потом готовы обсуждать эстетику. Таких примеров очень много.
– Каждый случай индивидуальный?
– Безусловно. Рваться сразу на восстановление не стоит, мы сначала вылечим рак.
– Обязательна ли лекарственно-лучевая терапия, кому и когда?
– Это консилиум решает, когда необходима операция, когда химиотерапия. Очень много нюансов. Но я хочу предостеречь всех, не бегите в Интернет смотреть какие-то мнения. Решение о виде терапии принимает консилиум, состоящий из специалистов, экспертов своего дела.
– Какие сроки наблюдения и частота обследований после лечения рака молочной железы?
– Они стандартные: 3 месяца, полгода, год и дальше пожизненно.
– Возможна ли беременность и грудное вскармливание после лечения рака молочной железы?
– В принципе да. Понятно, что это для отдельной категории пациентов. Едва ли пациентов, которым 65–70 лет, это волнует. Возможно, но строго по рекомендации онкологов, под контролем врачей. Сейчас статистика достаточно хорошая. Но мы должны понимать, что в онкологии приоритет – здоровье и жизнь мамы.
– Возможны ли рецидив или развитие болезни во второй, «здоровой» молочной железе после лечения?
– Конечно, возможен. Когда в онкологии кто-то гарантирует 100% излечение, это значит, что перед вами или дурак, или жулик. Для этого и нужно наблюдение у онколога.
– Какой прогноз при раке молочной железы?
– По статистике, 5-летняя выживаемость сейчас очень высокая. Нужно делать все ранее сказанное, чтобы попасть в категорию выживших и здоровых, а не в процент неудач. Хотя нужно понимать, что это такая деликатная сфера, все возможно,100% гарантии никто не дает. Да, успехи большие. Да, результаты высокие, но мы не боги, мы не кудесники и мы не жулики.
– Обещать несбыточное невозможно…
– Да, совершенно верно.
– Андрей Владимирович, редакция газеты «Беседы о здоровье» благодарит Вас за исчерпывающие ответы. ❬❬❬